×
Меню сайта

НАСТАВНИЧЕСТВО

В декабре 2019 года дан старт внедрения Целевой модели наставничества в субъектах Российской Федерации в ходе реализации федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование». 

Внедрение Целевой модели наставничества осуществляется в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные, дополнительные общеобразовательные и программы среднего профессионального образования. Региональным наставническим центром определен Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов – структурного подразделения ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования».

Внедрение Целевой модели наставничества на территории Ярославской области осуществляется на основании Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации № Р-145 от 25.12.2019 г., Приказа Департамента образования Ярославской области № 33-нп от 29.07.2022  «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность  по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области».

Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».

Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.

 

Нормативная база:

 

Федеральный уровень

 

 

Региональный уровень

  • Приказ Департамента образования Ярославской области № 36-нп от 29.07.2022об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность  по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области – http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/7601202208040006
  •  

 

Муниципальный уровень

 

Уровень образовательной организации

     В 2023 году Соловьева Ксения Владимировна, учитель начальных классов под руководством наставника Миновой Светланы Евгеньевны, заместителя директора по УВР стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса Педагогический дебют – 2023" 

      

Формы наставничества

 

Наставник

Особенности профессиональной деятельности

"Педагог – педагог" – профессиональное сопровождение молодого  педагога (стаж работы до 5 лет) опытным коллегой (стаж работы более 15 лет)

 

С. Е. Минова –

заместитель директора по УВР, учитель начальных классов высшей категории 

 

Составление плана работы куратора совместно с молодым педагогом для ликвидации проблем и несоответствия требованиям профессионального стандарта, в т.ч. молодой педагог составляет собственный план профессионального развития.  Подготовка и проведение молодым педагогом учебного занятия, на котором присутствует наставник с целью корректировки профессиональных навыков молодого учителя. Сопровождение в профессиональных конкурсах различного уровня.

 

«Педагог – учащийся (участники школьного театра исторических миниатюр «Истоки» обучающиеся 8-11 кл)»

Е. В. Березникова – учитель истории и обществознания высшей категории

Создана программа работы  исторического клуба  «Истоки». Основные формы работы клуба:

1. Изучение событий, связанных с днями воинской славы России.

2. Работа лектория

3. Просмотр документальных и художественных фильмов, связанных с днями воинской славы.

4. Организация тематических мероприятий.

5. Экскурсии в музеи города.

Программа театра  исторических миниатюр создана в результате изучения принципов театральной педагогики. Содержательной основой программы являются темы изучаемых исторических курсов.

Основная содержательная линия деятельности – написание и постановка небольших пьес на исторические темы по изучаемым курсам истории. Спектакль выступает как сотворчество учеников и учителя, деятельность по его созданию включает следующие компоненты: изучение и анализ материалов по теме, замысел спектакля, создание сценария, репетиции, подготовка костюмов и реквизита, подбор музыки и визуального ряда, постановка спектакля и его обсуждение.

Подробнее: https://ryb43sh.edu.yar.ru/theater/index.html 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полезные ссылки