НАСТАВНИЧЕСТВО
В декабре 2019 года дан старт внедрения Целевой модели наставничества в субъектах Российской Федерации в ходе реализации федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование».
Внедрение Целевой модели наставничества осуществляется в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные, дополнительные общеобразовательные и программы среднего профессионального образования. Региональным наставническим центром определен Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов – структурного подразделения ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования».
Внедрение Целевой модели наставничества на территории Ярославской области осуществляется на основании Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации № Р-145 от 25.12.2019 г., Приказа Департамента образования Ярославской области № 33-нп от 29.07.2022 «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области».
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Нормативная база:
Федеральный уровень
- Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» - https://docs.edu.gov.ru/document/b014f0f434e770efe527956bdb272a38/download/2649/
- Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися. (приложенный файл _Письмо_ Минпросвещения РФ N АЗ-1128_08, МР_наставничество.pdf)
- Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях. (приложенный файл _Письмо_ Минпросвещения РФ от 23.01.2020 N МР-42_02_МР_методология.pdf)
- Федеральная модель наставничества
Региональный уровень
- Приказ Департамента образования Ярославской области № 36-нп от 29.07.2022об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области – http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/7601202208040006
- Региональная модель наставничества
Муниципальный уровень
- Приказ Департамента образования Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области от 05.08.2022 № 053-01-09/463-1 «О внедрении в работу образовательных организаций городского округа город Рыбинск методологии (целевой модели) наставничества»
- Приказ Департамента образования Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области от 30.08.2022 № 053-01-09/485-1 «Об утверждении дорожной карты по внедрению целевой модели наставничества в образовательных организациях городского округа город Рыбинск»
Уровень образовательной организации
- Приказ о наставничестве от 31.08.2023 № 01-04/87-7
- Приказ о доплатах за дополнительную работу и выплатах стимулирующего характера от 01.09.2023 № 01-04/88-33
- План работы наставника с молодым специалистом
- Приказ от 30.08.2022 № 01-04/106-6 «О внедрении целевой модели наставничества в СОШ № 43 и назначении куратора».
- Приказ от 30.08.2022 № 01-04/106-7 "О наставничестве"
- План мероприятий (дорожная карта) "Наставничество для совершенствования гибких навыков участников образовательных отношений".
- Положение об организации наставничества в муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 43.
- Положение об индивидуальном сопровождении молодого специалиста в муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 43
- Анкета для наставника
- Мониторинг эффективности и результативности системы наставничества, сформирован итоговый аналитический отчёт по внедрению системы наставничества.
В В 2024 году Соловьева Ксения Владимировна, учитель начальных классов под руководством наставника Миновой Светланы Евгеньевны, заместителя директора по УВР стала призером очного этапа Всероссийского конкурса Педагогический дебют – 2024", проходившего в г. Санкт-Петербург
В 2023 году Соловьева Ксения Владимировна, учитель начальных классов под руководством наставника Миновой Светланы Евгеньевны, заместителя директора по УВР стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса Педагогический дебют – 2023"
Формы наставничества
|
Наставник |
Особенности профессиональной деятельности |
"Педагог – педагог" – профессиональное сопровождение молодого педагога (стаж работы до 5 лет) опытным коллегой (стаж работы более 15 лет)
|
С. Е. Минова – заместитель директора по УВР, учитель начальных классов высшей категории
|
Составление плана работы куратора совместно с молодым педагогом для ликвидации проблем и несоответствия требованиям профессионального стандарта, в т.ч. молодой педагог составляет собственный план профессионального развития. Подготовка и проведение молодым педагогом учебного занятия, на котором присутствует наставник с целью корректировки профессиональных навыков молодого учителя. Сопровождение в профессиональных конкурсах различного уровня.
|
"Педагог – педагог" – профессиональное сопровождение классных руководителей | А.И. Попова - заместитель директора по воспитательной работе, учитель музыки |
|
«Педагог – учащийся (участники школьного театра исторических миниатюр «Вертикаль» обучающиеся 5-11 кл)» |
К.А. Онищук – учитель учитель русского языка и литературы |
Создана программа работы театра исторических миниатюр «Вертикаль». Основные формы работы клуба: 1. Изучение событий, связанных с днями воинской славы России. 2. Работа лектория 3. Просмотр документальных и художественных фильмов, связанных с днями воинской славы. 4. Организация тематических мероприятий. 5. Экскурсии в музеи города. Программа театра исторических миниатюр создана в результате изучения принципов театральной педагогики. Содержательной основой программы являются темы изучаемых исторических курсов. Основная содержательная линия деятельности – написание и постановка небольших пьес на исторические темы по изучаемым курсам истории. Спектакль выступает как сотворчество учеников и учителя, деятельность по его созданию включает следующие компоненты: изучение и анализ материалов по теме, замысел спектакля, создание сценария, репетиции, подготовка костюмов и реквизита, подбор музыки и визуального ряда, постановка спектакля и его обсуждение. |
Информация о наставниках, прошедших обучение по программе "Наставничество в образовательных организациях"
ФИО | Название программы | Год обучения |
Попова А.И. | "Наставничество в образовательных организациях" | 2020 |
Алексеева А.А. | "Наставничество в образовательных организациях" | 2020 |
Полезные ссылки
- Центр непрерывного повышения педагогического мастерства (ГАУ ДПО ЯО ИРО, г. Ярославль). Наставничество
- Сообщество «ВКонтакте» «Наставник 76.РФ»
- Ментори. Национальный ресурсный центр наставничества
- Наставничество педагогических работников
- Семинар «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» 18.01.2022. О применении методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных рганизациях https://www.youtube.com/watch?v=GJK7vWFbYrg&list=PLH0DgjqY1hMR_hjH0AMmGI3sqwMyWnF9H&index=1
- Виды наставничества. Технологии передачи знаний – https://biznes-repetitor.ru/nastavnichestvo/vidy-nastavnichestva/
- Современные формы наставничества - https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-formy-nastavnichestva/viewer
- Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РУКОВОДЯЩИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Авторы: Тарасова Н.В., к.п.н., доцент, директор Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей; Пастухова И.П., к.п.н., доцент, заместитель директора Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей; Чигрина С.Г., старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей https://disk.yandex.ru/i/xmeoUCuNFcdKuA